Приемы игры на гитаре
Как Вы уже усвоили, левой рукой ставят аккорды, а правой извлекают звуки на гитаре. Различают много различных приемов извлечения звука из гитары. Поговорим о некоторых из них поподробнее.
Самыми распространенными приемами игры на гитаре являются "бой" и "перебор". Играть "боем" значит барабанить по струнам туда-сюда, вверх-вниз, а играть "перебором" значит перебирать струны поочередно в определенной последовательности (далее Я Вас познакомлю с несколькими видами "перебора").
Итак, поговорим немного о "бое". Различают много вариантов этого приема игры. Но суть всех "боев" в том, что ведутся поочередные удары по струнам (т.е. то сверху вниз, то снизу вверх, то два раза сверху вниз, то два раза снизу вверх и т.д., короче, впоследствии Вы поймете). Удары обычно ведутся указательным пальцем правой руки, но по мере обучения, т.е. когда начинает все получаться автоматически, можно сыграть "бой" и большим пальцем правой руки, и всеми пальцами одновременно (т.е. там уже как удобно). Можно извлекать звуки медиатором (это специальная пластинка, прежназначенная для иргы на гитаре).
Разберем конкретный пример. Схематично простой "бой" можно показать так:
Горизонтальные линии на рисунке обозначают струны, где верхняя - это 1-ая струна, нижняя - 6-ая струна. Слева стоят латинские буквы, обозначающие струны (Е-1, В-2, G-3, D-4, A-5, Е-6), а стрелки - это удары по струнам.
Итак, поставьте на грифе ранее изученный аккорд, допустим Dm, и попробуйте сыграть этот "бой". Помните, струны, помеченые крестиком на графическом изображении любого аккорда, не должны звучать. По больше уделяйте времени тренировкам и у Вас со временем все получится. Когда освоите этот прием, пробуйте переставлять аккорды (можно в той же последовательности, которую Я давал в разделе "Ставим первые аккорды"), играя этот бой не останавливаясь. Наверное, это самое сложное в обучение научиться их быстро переставлять, чтобы не было остановок. Я повторюсь, по больше уделяйте времени тренировкам.
При игре "боем" иногда используют такой прием как "глушка" (от слова глушить, т.е. глушиться звук, издаваемый струнами). А прием этот выполняется так: при ударе по струнам сверху вниз в тот момент, когда сыграна последняя струна, быстро ладонью правой руки прижимают все струны, т.е. глушат их. Кстати, раннее изученный "бой" можно сыграть с "глушкой". Схематично это выглядит так:
Пунктирные линии здесь и есть "глушка". Опять изучите этот прием, поставив любой раннее изученный аккорд. Кстати, таким "боем" можно сыграть всем известную песню Виктора Цоя "Звезда по имени Солнце". Попробуем ее сыграть и разучить. Для этого Вам нужно выучить еще два аккорда - это С и G. А ставятся они на грифе следующим образом:
С - или дворовое название этого аккорда "лестница"
G - "коряга"
Перед тем как играть эту песню, нужно послушать ее в исполнении Цоя, чтобы уловить мотив этой песни. Итак, в этой песне используется всего четыре аккорда - Dm, Am, С и G. Как Вы видите, над текстом стоят аккорды, они стоят именно в тех местах, где они должны звучать. Прием игры - "бой с глушкой", т.е. второй, который Вы изучили. Поехали!!!
ЗВЕЗДА ПО ИМЕHИ СОЛHЦЕ
Am
Белый снег серый лед
C
Hа растрескавшейся земле
Dm
Одеялом лоскутным на ней
G
Город в дорожной петле
Am
А над городом плывут облака
C
Закрывая небесный свет
Dm
А над городом желтый дым
G
Городу две тысячи лет
Dm
Прожитых под светом звезды
Am
По имени Солнце
И две тысячи лет война
Война без особых причин
Война - дело молодых
Лекарство против морщин
Красная, красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды
По имени Солнце
И мы знаем, что так было всегда
Что судьбою больше любим
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым
Он не помнит слова "да" и слова "нет"
Он не помнит ни чинов, ни имен
И способен дотянуться до звезд
Не считая, что это сон
И упасть опаленным звездой
По имени Солнце
Эта песня не так уж и сложная, и Я думаю, что научиться ее играть реально любому новичку. Хорошо выучите слова, аккорды, отточите все переходы и можно уже похвастаться перед друзьями. Кстати, таким "боем" можно сыграть еще уйму песен, просто нужно менять темп, т.е. скорость игры и немного импровизировать. Кстати, об импровизации можете прочитать здесь.
Разберем еще один прием. Можно не просто играть "бой", а чередовать аккорды с басами. Это делается таким образом: большой палец правой руки дергает басовую ноту аккорда, остальные пальцы кисти одновременно ударяют сверху вниз, захватывая оставшиеся струны аккорда. Выглядит это так
Играя таким приемом, нужно учитывать какие басовые струны у аккорда (например, у Am - 4-ая и 5-ая струна, у Е - 5-ая и 6-ая). Разучив этот прием, Вы сможете сыграть любые частушки.
Вместо удара можно использовать в этом приеме "щипок". Бас извлекается также, а три пальца правой руки (указательный, средний и безымянный) одновременно щипком извлекают три ноты. Выглядит это так
Также вместо одного удара сверху вниз (или "щипка") можно делать два удара. Тогда будет так
Таким приемом можно сыграть какой-нибудь вальс. Прием с использованием "щипка" играется аналогично.
Изучим песню группы "Чайф", в которой используется "бой" с извлечением басовой ноты аккорда. В этой песни используется четыре аккорда - это С, G, Am и F. Для Вас F неизвестный, и поставить его немного сложнее, чем предыдущие изученные. Здесь используется так называемое "баре", т.е. 1-ым (указательным) пальцем нужно на указанном ладу прижимать все струны. Такие аккорды в "простонародье" получили название "звезды".
Итак, F - "большая звезда на 1-ом ладу"
G(3) - это тот же самый G, только в другом варианте аппликатуры. Здесь уже берется "баре" на 3-ем ладу. А выглядит он так:
В этой песни используется следующий прием
Обратите внимание, басы на одном аккорде не чередуются, т.е. для определенного аккорда дергается свой один бас (на рисунке показано бас для аккорда Am и С). Итак, значит для Am и С - 5-ая струна, для G и F - 6-ая струна. Надеюсь, Вы поняли. Если "да", то приступайте к изучению песни.
ОЙ-ЙО
C G Am F
От стаpых дpyзей весточки нет - гpyстно...
C G Am F G(3)
А на дyше от свежих газет пyсто...
И от несвежих невелика потеха,
Пpавда вот был аpмейский дpyжок, yехал.
Пpипев:
С G Am F G(3)
Ой-йо, ой-йо, ой-йо.
Ой-йо, ой-йо, ой-йо.
Запил сосед, y них на фабpике стачка.
С чаем беда - осталась одна пачка.
Hа кyхне записка:"Hе жди, останyсь y Гали".
По телекy pядятся, как дальше жить - достали.
Пpипев: тот же
Скоpей бы лед встал - пошел бы тогда на pыбалкy...
Чего бы поймал - знакомым pаздал, не жалко.
Лyна появилась и лезет настыpно все выше и выше.
Сейчас со всей мочи завою с тоски - никто не yслышит!
Пpипев: тот же
Дам небольшой совет: более грамотная версия "боя" выполняется так: при ударе сверху берется либо весь аккорд, либо три-четыре верхние струны (басовые струны), а при ударе снизу захватывается только три-четыре нижние струны. Поэтому Я играю "бой" двумя пальцами - большим и указательным, чередуя их для разных ударов. Но начинающим я сперва советую научится играть "бой" одним пальцем, а потом можно уже и применять несколько пальцев совместно (возможно Вам уже и не придется напрягаться, пальцы сделают все автоматически за Вас). Главное при изучении какого-либо "боя" добиться автоматизма, чтобы при игре Вы не задумывались о том, как сейчас бить струны снизу вверх или сверху вниз, чтобы рука у Вас сама играла.
|