Лого MusicLand

Приемы игры на гитаре

Как Вы уже усвоили, левой рукой ставят аккорды, а правой извлекают звуки на гитаре. Различают много различных приемов извлечения звука из гитары. Поговорим о некоторых из них поподробнее.

Самыми распространенными приемами игры на гитаре являются "бой" и "перебор". Играть "боем" значит барабанить по струнам туда-сюда, вверх-вниз, а играть "перебором" значит перебирать струны поочередно в определенной последовательности (далее Я Вас познакомлю с несколькими видами "перебора").

Итак, поговорим немного о "бое". Различают много вариантов этого приема игры. Но суть всех "боев" в том, что ведутся поочередные удары по струнам (т.е. то сверху вниз, то снизу вверх, то два раза сверху вниз, то два раза снизу вверх и т.д., короче, впоследствии Вы поймете). Удары обычно ведутся указательным пальцем правой руки, но по мере обучения, т.е. когда начинает все получаться автоматически, можно сыграть "бой" и большим пальцем правой руки, и всеми пальцами одновременно (т.е. там уже как удобно). Можно извлекать звуки медиатором (это специальная пластинка, прежназначенная для иргы на гитаре).

Разберем конкретный пример. Схематично простой "бой" можно показать так:

Первый вид боя

Горизонтальные линии на рисунке обозначают струны, где верхняя - это 1-ая струна, нижняя - 6-ая струна. Слева стоят латинские буквы, обозначающие струны (Е-1, В-2, G-3, D-4, A-5, Е-6), а стрелки - это удары по струнам.

Итак, поставьте на грифе ранее изученный аккорд, допустим Dm, и попробуйте сыграть этот "бой". Помните, струны, помеченые крестиком на графическом изображении любого аккорда, не должны звучать. По больше уделяйте времени тренировкам и у Вас со временем все получится. Когда освоите этот прием, пробуйте переставлять аккорды (можно в той же последовательности, которую Я давал в разделе "Ставим первые аккорды"), играя этот бой не останавливаясь. Наверное, это самое сложное в обучение научиться их быстро переставлять, чтобы не было остановок. Я повторюсь, по больше уделяйте времени тренировкам.

При игре "боем" иногда используют такой прием как "глушка" (от слова глушить, т.е. глушиться звук, издаваемый струнами). А прием этот выполняется так: при ударе по струнам сверху вниз в тот момент, когда сыграна последняя струна, быстро ладонью правой руки прижимают все струны, т.е. глушат их. Кстати, раннее изученный "бой" можно сыграть с "глушкой". Схематично это выглядит так:

Второй вид боя

Пунктирные линии здесь и есть "глушка". Опять изучите этот прием, поставив любой раннее изученный аккорд. Кстати, таким "боем" можно сыграть всем известную песню Виктора Цоя "Звезда по имени Солнце". Попробуем ее сыграть и разучить. Для этого Вам нужно выучить еще два аккорда - это С и G. А ставятся они на грифе следующим образом:

С - или дворовое название этого аккорда "лестница"

G - "коряга"

Перед тем как играть эту песню, нужно послушать ее в исполнении Цоя, чтобы уловить мотив этой песни. Итак, в этой песне используется всего четыре аккорда - Dm, Am, С и G. Как Вы видите, над текстом стоят аккорды, они стоят именно в тех местах, где они должны звучать. Прием игры - "бой с глушкой", т.е. второй, который Вы изучили. Поехали!!!

ЗВЕЗДА ПО ИМЕHИ СОЛHЦЕ

      Am
Белый снег серый лед
      C
Hа растрескавшейся земле
   Dm
Одеялом лоскутным на ней
G
Город в дорожной петле
      Am
А над городом плывут облака
     C
Закрывая небесный свет
      Dm
А над городом желтый дым
G
Городу две тысячи лет
Dm
Прожитых под светом звезды
         Am
По имени Солнце

И две тысячи лет война
Война без особых причин
Война - дело молодых
Лекарство против морщин
Красная, красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды
По имени Солнце

И мы знаем, что так было всегда
Что судьбою больше любим
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым
Он не помнит слова "да" и слова "нет"
Он не помнит ни чинов, ни имен
И способен дотянуться до звезд
Не считая, что это сон
И упасть опаленным звездой
По имени Солнце

Эта песня не так уж и сложная, и Я думаю, что научиться ее играть реально любому новичку. Хорошо выучите слова, аккорды, отточите все переходы и можно уже похвастаться перед друзьями. Кстати, таким "боем" можно сыграть еще уйму песен, просто нужно менять темп, т.е. скорость игры и немного импровизировать. Кстати, об импровизации можете прочитать здесь.

Разберем еще один прием. Можно не просто играть "бой", а чередовать аккорды с басами. Это делается таким образом: большой палец правой руки дергает басовую ноту аккорда, остальные пальцы кисти одновременно ударяют сверху вниз, захватывая оставшиеся струны аккорда. Выглядит это так

Третий вид боя

Играя таким приемом, нужно учитывать какие басовые струны у аккорда (например, у Am - 4-ая и 5-ая струна, у Е - 5-ая и 6-ая). Разучив этот прием, Вы сможете сыграть любые частушки.

Вместо удара можно использовать в этом приеме "щипок". Бас извлекается также, а три пальца правой руки (указательный, средний и безымянный) одновременно щипком извлекают три ноты. Выглядит это так

<Бой со щипком

Также вместо одного удара сверху вниз (или "щипка") можно делать два удара. Тогда будет так

Четвертый вид боя

Таким приемом можно сыграть какой-нибудь вальс. Прием с использованием "щипка" играется аналогично.

Изучим песню группы "Чайф", в которой используется "бой" с извлечением басовой ноты аккорда. В этой песни используется четыре аккорда - это С, G, Am и F. Для Вас F неизвестный, и поставить его немного сложнее, чем предыдущие изученные. Здесь используется так называемое "баре", т.е. 1-ым (указательным) пальцем нужно на указанном ладу прижимать все струны. Такие аккорды в "простонародье" получили название "звезды".

Итак, F - "большая звезда на 1-ом ладу"

G(3) - это тот же самый G, только в другом варианте аппликатуры. Здесь уже берется "баре" на 3-ем ладу. А выглядит он так:

В этой песни используется следующий прием
Играем Ой-йо

Обратите внимание, басы на одном аккорде не чередуются, т.е. для определенного аккорда дергается свой один бас (на рисунке показано бас для аккорда Am и С). Итак, значит для Am и С - 5-ая струна, для G и F - 6-ая струна. Надеюсь, Вы поняли. Если "да", то приступайте к изучению песни.

ОЙ-ЙО
     C           G              Am        F
От стаpых дpyзей весточки нет - гpyстно...
C            G            Am      F G(3)
А на дyше от свежих газет пyсто...
И от несвежих невелика потеха,
Пpавда вот был аpмейский дpyжок, yехал.

Пpипев:
С      G      Am    F G(3)
Ой-йо, ой-йо, ой-йо. 
Ой-йо, ой-йо, ой-йо.

Запил сосед, y них на фабpике стачка.
С чаем беда - осталась одна пачка.
Hа кyхне записка:"Hе жди, останyсь y Гали".
По телекy pядятся, как дальше жить - достали.

Пpипев: тот же

Скоpей бы лед встал - пошел бы тогда на pыбалкy...
Чего бы поймал - знакомым pаздал, не жалко.
Лyна появилась и лезет настыpно все выше и выше.
Сейчас со всей мочи завою с тоски - никто не yслышит!

Пpипев: тот же

Дам небольшой совет: более грамотная версия "боя" выполняется так: при ударе сверху берется либо весь аккорд, либо три-четыре верхние струны (басовые струны), а при ударе снизу захватывается только три-четыре нижние струны. Поэтому Я играю "бой" двумя пальцами - большим и указательным, чередуя их для разных ударов. Но начинающим я сперва советую научится играть "бой" одним пальцем, а потом можно уже и применять несколько пальцев совместно (возможно Вам уже и не придется напрягаться, пальцы сделают все автоматически за Вас). Главное при изучении какого-либо "боя" добиться автоматизма, чтобы при игре Вы не задумывались о том, как сейчас бить струны снизу вверх или сверху вниз, чтобы рука у Вас сама играла.

<<Назад Далее>>
Общее меню
     На главную
     Программы (обучение)  
     Статьи  
     Песенник  
     Самоучитель игры
      на гитаре
  

     Скачать
Разное
     Мегараскрутка вашего
      сайта

     Список ссылок
     Аудиотехника
     Партнерская программа
      0,12$ за клик
Реклама

Копирование информации, размещенной на наших страницах, разрешено только с указанием ссылки на источник (т.е. на наш ресурс)
P.S.: Учитесь уважать авторское право!
©Copyright, MusicLand, 2005

Место банеру
Сайт создан в системе uCoz